Форум «Экосистема»: эксперты обсудили вопросы экопросвещения на примере образовательных проектов Камчатского края
2 августа 2023 год
Круглый стол «Внедрение экологического просвещения в образовательный процесс. Проблемы и вызовы. Кейс Камчатского края» открыл экспертную часть деловой программы форума «Экосистема. Заповедный край».
Ключевой задачей мероприятия стал продуктивный диалог между природоохранной отраслью и учреждениями образования для формирования решений, позволяющих сделать экологическое просвещение системным процессом в образовательных учреждениях.
В обсуждении вопросов экологического просвещения приняли участие заместитель начальника управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская, руководитель Росзаповедцентра Минприроды России Дарья Мацук, руководитель проекта «Экософия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Вита Саар, руководитель Кенозерского национального парка Александра Яковлева, представители различных образовательных и природоохранных организаций. Модератором сессии выступила заместитель директора по экологическому просвещению и связям с общественностью Кроноцкого заповедника Татьяна Гульбина. «Государство уже на протяжении порядка 10 лет прицельно и акцентированно уделяет внимание вопросам экологического образования и просвещения. За последние несколько лет появилось множество новых форм такого просвещения. Вопросы изменения климата, экологии так или иначе являются предметом образовательных программ. Очень важно, что сегодня мы можем обсудить именно новые формы экологического просвещения. Вопросы, связанные с внеучебной работой, экологическим туризмом, общеразвивающей деятельностью детей и подростков», – отметила в рамках приветственного слова заместитель начальника управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская.
Общепризнанными центрами экологического просвещения в регионах являются особо охраняемые природные территории. Об этом подробно рассказала руководитель Росзаповедцентра Минприроды России Дарья Мацук, приведя в пример такие проекты, как «Арктиковедение» национального парка «Русская Арктика» (Архангельская область), «Есть дело до лесного дела» национального парка «Красноярские столбы» (Красноярский край), «Леопардоведение» национального парка «Земля леопарда» (Приморский край) и многие другие. «Правильно подавая информацию о сохранении природы, мы можем не только повышать общий уровень экологической культуры страны, но и создать основу для формирования воспитательной среды истинного патриотизма», – отметила руководитель Росзаповедцентра Минприроды России Дарья Мацук.
Еще один проект, призванный вывести работу по экологическому просвещению населения страны на новый уровень – это проект «Экософия» президентской платформы «Россия – страна возможностей». Методическое пособие уроков «Экософии» для дошкольного, начального, основного и среднего общего, а также средне-специального образования разработала первая Экосборная России, в которую вошли финалисты конкурса «Экософия». В методику входят не только описания уроков, но и подробные рекомендации для педагогов. Занятия разработаны по Федеральным государственным образовательным стандартам с учетом запроса на формирования нового современного мышления у детей. Все занятия уже прошли апробацию в местах работы финалистов, которыми в основном являются педагоги и воспитатели. Сейчас методическое пособие уроков Экософии находится на верификации в Институте изучения детства, семьи и воспитания при Минпросвещения России.
«Экологическую культуру важно прививать с раннего детства, через разные каналы коммуникаций: интеллектуальный, физический, эмоциональный, вербальный и духовный, чтобы базовые ценности «экологично равно патриотично» легли в основу формирования и взросления. Особенность уроков Экософии в том, что они могут проводиться как отдельные занятия, так и интегрироваться в любой предмет: историю, физику, географию, физкультуру и т.д.», – пояснила руководитель проекта «Экософия» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Вита Саар.
В пилотном формате уроки Экософии прошли в Петропавловске-Камчатском и Елизове в рамках форума «Экосистема. Заповедный край» в 2022-м году. Ученикам старшей, средней и младшей школы в интерактивных форматах рассказали о правилах внедрения полезных экопривычек в свою жизнь, а также о том, какую пользу каждый человек может принести окружающей среде практикуя экологичный образ жизни. Совместно с экспертами Школы защитников природы Кроноцкого заповедника были разработаны сценарии 12 экоуроков по 4 темам «Камчатка. Заповедный край», «Поведение человека на природе. Взаимоотношения с природой», «Биоразнообразие Камчатки, животный и растительный мир», «Экологичный образ жизни», которые участники в группах доработали на форуме.
На круглом столе уникальные уроки по разным тематикам представили члены Экосборной России. Яна Трудкова из Челябинской области рассказала об уроках на базе всероссийского экокультурного проекта #НЕМУЗЕЙМУСОРА, сооснователем которого она является. Организатор экологических акций в регионах России Василий Яицкий из Нижегородской области представил примеры из своей экологической акции «Киноэкология» в рамках культурно-гуманитарного проекта «О будущем» и его флагмана – «Киноуроки в школах России и мира». Никита Сальников из Республики Крым поделился методиками проведения экоуроков, разработанных для МДЦ «Артек».
Директор образовательного комплекса «Воробьёвы горы», почетный работник культуры города Москвы Елена Мельвиль рассказала о системе дополнительного образования и, в частности, о работе центра экологического образования, где в настоящий момент обучается более 1000 детей. Руководитель Кенозерского нацпарка Александра Яковлева отметила необходимость не только формировать отношение детей к локальной идентичности, но и воспитывать в них любовь к своей малой родине. О системе экоклассов, направленной на формирование у школьников системного мышления по внедрению принципов экологичности в любой сфере с опорой на сохранение экосистем и развитие навыков внедрения ESG (экология, социум, управление), рассказала руководитель БФ «Подари Планете Жизнь» Наталья Еремеева.
Сопредседатель Всероссийского экологического общественного движения «Экосистема» Андрей Руднев обратил внимание на то, что сейчас работа движения направлена на переход от волонтерства к воспитанию лидеров в сфере природоохранной деятельности. Создаются образовательные программы на базе университетов, идет работа над дополнительной программой «Экономика замкнутого цикла» базе МГИМО. Кроме того, в прошлом году на форуме «Экосистема» был дан старт образовательному проекту «Заповедный курс моя Камчатка».
Начальник Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Максим Гореликов более подробно рассказал о курсе, разработанном Управлением образования совместно с Кроноцким заповедником и Школой защитников природы: «Этот курс помогает развивать экологическое мышление у подрастающего поколения. В нём много говорится об уникальности камчатской природы, о необходимости сохранить её в том же первозданном виде. Как это сделать, как экологически размышлять, как видеть тропы, по которым нужно ходить, как чувствовать ценность нашей природы – в понимании этого поможет курс «Моя Камчатка – Заповедный край». В результате мы рассчитываем получить поколение камчатцев, которое не просто не позволит себе бросить бумажку на улице, а будет максимально бережно относиться к окружающей среде».
Подытожил сессию Генеральный директор Альянса по вопросам устойчивого развития Андрей Шаронов. Он отметил, что в практике часто встречается заблуждение, что между информированием и обучением можно поставить знак равенства. И порой в просветительской деятельности ограничиваются информированием. Но даже хорошие и качественные материалы не обязательно приводят к получению знаний, а тем более к изменению поведения. Людей устраивает сам факт состоявшегося обучения. А главная задача любого обучения, в том числе экопросвещения, именно в изменении поведения людей.